Каталитический конвертор или, если сказать простыми словами, автомобильный катализатор – это весьма дорогостоящее устройство. Его цена обусловлена наличием в конструкции драгоценных металлов. Предназначено устройство для переработки токсичных газов, выходящих из двигателя внутреннего сгорания.
Что представляет собой автомобильный катализатор
Каталитический конвертер подключен непосредственно к двигателю (конструкция перед выхлопной трубой). Для понимания процессов, происходящих внутри устройства, нужно посмотреть на его внутреннюю часть.
Под крышкой катализатора находятся два керамических блока, состоящие из тысяч мелких каналов. Торцевые части блоков покрыты тончайшим слоем из драгметаллов. На первый нанесены платина и радий. На второй нанесено напыление из платины и палладия. Коррозии такое покрытие не подвержено. Общая площадь покрытия микроканалов драгоценными металлами в одном каталитическом конвертере составляет приблизительно площадь футбольного поля.
Стоимость драгметаллов, используемых в приспособлении, превышает цену в 50 тысяч долларов за килограмм. И именно они выполняют главную работу по очистке выхлопных газов. Они способны вступать в химическое взаимодействие с токсичными газами.
Принцип работы
Работает автомобильный катализатор по следующему принципу. Выхлопы, производимые двигателем, направляются в катализатор. Затем, выходят из него спустя всего 0,1 доли секунды. За это короткое время происходит переработка токсичных выхлопных газов в водяной пар и кислород. Процесс этот происходит в такое последовательности:
- Раскаленные газы разогревают катализатор. После этого запускаются химические реакции.
- Оксид азота и монооксид углерода вместе с негорючими элементами топлива направляются в каталитический конвертер. В микроканалах первого отсека платина, радий и соединения азота вступают в простую химическую реакцию. В итоге происходит превращение оксидных азотных соединений в безопасный кислород и азот.
- В следующем отсеке платина и палладий преобразуют монооксид углерода в углекислый газ.
- Молекулы негорючих веществ рекомбинируют с молекулами кислорода. В итоге получается вода и обычный углекислый газ.
По теоретическим прогнозам, каталитический конвертер должен обеспечивать переработку 99% токсичных газов. На самом деле для достижения такого эффекта нужны определенные условия.
При каких условиях автомобильный катализатор эффективен
Превращение токсичных газов в нетоксичные возможно лишь в том случае, когда конвертер разогрет не менее чем до 750°С. То есть, чтобы автомобильный катализатор заработал на полную мощность, автомобиль должен проехать не менее 10 километров. Поэтому считать эту систему очистки совершенной, увы, нельзя. Многие автолюбители при возникновении проблем с этим устройством, спешат воспользоваться услугой удаления катализаторов. Но, причиной тому становится в большинстве случаев, не жалобы на эффективность, а слишком высокая цена нового каталитического конвертера.