Водители часто задаются вопросом, чем антифриз отличается от тосола, и, что лучше использовать. Двигатели внутреннего сгорания автомобилей снабжены системой отвода тепла, в которую заливают охлаждающую жидкость (ОЖ). В дословном переводе с английского языка антифриз это «антимороз». В радиатор нового автомобиля заливают ОЖ, которую можно не менять при смене времени года. Состав страна-производитель техники разрабатывала по своим стандартам.
Разница между тосолом и антифризом
В радиатор советских авто летом заливали дистиллированную или отфильтрованную воду, но зимой понадобилась «незамерзающая вода», или авто до весны держали в гараже. Многие на свой страх и риск доливали в радиатор спирт.
Тогда в Государственном научно-исследовательском институте органической химии и технологии была разработана ОЖ на основе этиленгликоля. Название Тосол стало торговой маркой продукта.
В производстве тосола используют неорганические присадки:
- силикаты;
- фосфаты;
- нитриты;
- амины;
- бораты.
Хотя присадки занимают не более 7-8% от объема продукта, именно их состав оказывает решающее значение на ряд эксплуатационных свойств. Этиленгликоль бесцветен и очень ядовит, поэтому в тосол добавили яркий краситель, чтобы исключить случайное использование внутрь. При высоких температурах пары тосола могут воспламениться.
В других странах антифриз выпускают на основе безвредных для человека пропиленгликоля или глицерина. Это заметно повышает качество и срок работы в системе охлаждения, но цена выше почти на порядок.
Помимо традиционной (силикатной) технологии существует карбоксилатная (из солей карбоновых кислот), лобридная и гибридная.
Гибридная и лобридная технологии включают в себя использование неорганических и органических добавок в разных пропорциях.
Чем антифриз отличается от тосола
Точно определить вид ОЖ можно только в лаборатории. Без использования аппаратуры и химикатов отличия тосола и антифриза проявятся после нагрева жидкостей до высокой температуры или после заморозки.
Тосол покрывает тонкой маслянистой пленкой все детали системы охлаждения двигателя. Таким образом, помещенный в тосол резиновый или пластиковый элемент останется маслянистым после высыхания.
Смесь тосола с водой в пропорции 1:1 на морозе расслоится, может появиться осадок.
Антифриз оставляет маслянистый след только на металлических поверхностях, при смешивании с водой не меняет вида и свойств.
Такая проверка не гарантирует полного соответствия продукта на заявленные в сертификате характеристики и не исключает вероятность покупки подделки.
Что лучше? Тосол или антифриз
Классификация ОЖ предложена концерном VAG и принята большинством фирм-производителей. Вся линейка антифризов от G 11 до G 13 изобилует разнообразием цвета, но на цвет нельзя ориентироваться для доливки или замены одной ОЖ на другую.
Главные требования к антифризу:
- способность активно поглощать тепло без заметного увеличения объема;
- сохранять текучесть при низких температурах;
- иметь точку кипения выше 100 градусов;
- быть химически и биологически нейтральным;
- не вспениваться и не образовывать накипи;
- быть пожаробезопасным;
- не загрязнять атмосферу и окружающую среду.
Если по пунктам 1 – 5 тосол не сильно проигрывает антифризу, то два последних условия резко обрушат его реноме. Тогда из всех плюсов останется только ценник.
Большое значение имеет скоростной режим эксплуатации автомобиля, мощность двигателя и его марка. В радиатор старой машины от советского автопрома можно заливать тосол, учитывая только особенности климата местности.
Иномарки требуют более бережного отношения, поэтому следует соблюдать рекомендации фирмы-производителя авто. Подробная информация указана в сертификате хладагента, а также на сайте производителя.