Эпоха, когда без участия водителя в автомобиле не обходился ни один процесс постепенно остается в прошлом. Сегодня, наравне с традиционными, уже существуют беспилотные автомобили. Они могут осуществлять движение без человека-водителя. Также есть транспортные средства, в которых лишь часть процессов автоматизирована. Поэтому введена система классификации, определяющая уровни автономности автомобиля. Всего их существует шесть – от 0 до 5.
Разработала классификацию организация SAE International. Сегодня эта система считается общепринятой. Ею пользуются ведущие автопроизводители и инженеры-автомобилестроители. Но, стоит помнить, что уровень автономности тому или иному автомобилю присваивает компания- производитель. Каких-либо общегосударственных или международных стандартов для этой классификации пока что не существует.
Нулевые авто
К этой категории относятся транспортные средства, в которых все процессы управляются вручную при непосредственном участии водителя-человека. Нулевой уровень означает полное отсутствие автоматизации. Причем, если даже на машине установлено ABS или система круиз-контроля, то все равно вы имеете дело с техникой уровня автономности 0.
Не стоит думать, что к этой категории относятся лишь старые Жигули и Москвичи. Многие современные модели авто также считаются нулевыми по уровню автономности. Ведь даже если у вашего железного коня есть ABS, то для его активации водитель должен нажать на педаль тормоза. И это уже не считается с точки зрения специалистов SAE International автоматикой, а является просто системой помощи в управлении.
Круиз-контроль в этом случае также считается лишь помощью водителю. Ведь для того чтобы его активировать, нужно нажать на педаль газа. Лишь после этого система будет сохранять нужную скорость движения, даже, когда водитель уберет ногу с педали. Деактивация системы также требует участия человека – нажатия на педаль тормоза.
1 уровень автономности
В автомобиле присутствует минимум автоматики. Чаще всего это что-то одно из двух – либо контроль торможения, либо руления. Для первого уровня автономности характерен адаптивный круиз-контроль. Это система, которая подразумевает наличие датчика, определяющего расстояние до впередиидущего авто. Она срабатывает по сигналу, снижая заданную скорость движения.
2 уровень автономности
В автомобилях второго уровня автономности присутствует еще больше автоматизации. Но, в таких моделях водитель всегда должен быть начеку. Его участие в управлении может понадобиться в любой момент.
Ко второму уровню относят машины, в которых система руления и торможения может работать автоматически, но при соблюдении определенных условий, например, при движении по шоссе.
Со стороны может показаться, что такие транспортные средства управляются автопилотом. Но, это мнение ошибочно.
Примеры таких автомобилей – Tesla с ее системой управления Autopilot или General Motors с опцией Super Cruise. Если вы являетесь их фанатом и думаете, что в их лице беспилотные автомобили уже существуют, то вам придется разочароваться. SAE относит эти модели лишь ко второму уровню автономности. Все потому, что водитель этих транспортных средств должен постоянно контролировать систему, и успеть в любой момент взять управление на себя.
Чтобы водитель на расслаблялся в Tesla установлены специальные датчики на руле, контролирующие положение рук водителя во время движения. О том, что человек снял руки с рулевого колеса, сообщает звуковой сигнал. Минута промедления – и система отключает автопилот, для повторного включения которого придется машину заглушить и вновь завести.
В автомобиле General Motors водитель может не держать руки на руле. Однако система Super Cruise ведет постоянный контроль за положением головы человека. Если ей покажется, что водитель отвлекся от дороги, она также сделает невозможным дальнейшее движение в автоматическом режиме.
Особенности 3 уровня
Транспортные средства третьего уровня автономности очень похожи по степени автоматизации на предыдущие. Можно отметить одну лишь разницу между ними – у водителя появляется больше времени на то, чтобы взять управление в свои руки.
3 уровень автономности не является автопилотом. Однако, его описание по классификации SAE очень туманно и расплывчато. Вероятно, поэтому производители стараются как можно реже присваивать своей автомобильной продукции 3 уровень.
4 уровень автономности
Это уже достаточно высокая степень автоматизации. Такие машины могут ездить без водителя. Да, представьте себе, беспилотные автомобили существуют!
Транспортные средства четвертого уровня автономности – это настоящие беспилотники. Однако, ездить они способны без участия человека лишь в размеченной области. Управляются они с помощью высокодетализированных трехмерных карт и системы лидаров.
Внутри своей области работы транспортные средства 4 уровня автономности могут функционировать вовсе без водителя.
Беспилотные автомобили 4 уровня автономности уже существуют реально. Компания Waymo, более известная, как проект самоуправляемых автомобилей Google, занимается развертыванием целой сети нелицензированных такси без водителей. Но, не забывайте, что возможности таких систем ограничены. Ведь они могут выбирать маршруты лишь в пределах, заложенных в систему карт.
5 – высший уровень
Когда вам доведется встретить на улице такую машину, вы можете с уверенностью воскликнуть: беспилотные автомобили существуют! Причем, это не перспектива далекого будущего. Например, компания Форд уже получила патент на первую подобную модель.
У беспилотника Ford будут съемными педали и руль. Эти детали становятся ненужными, когда управление полностью возложено на специальную программу, а машина просто напичкана всевозможными датчиками.
Более того, уже существует профессия – инженер по эксплуатации беспилотных автомобилей. К подготовке таких специалистов уже приступили российские ВУЗы. Например, получить диплом инженера, в том числе и по эксплуатации автомобилей беспилотных, предлагают в Перми.